Мусорный эксперимент - статья в журнале

Председатель ЖСК об эксперименте по обращению с ТБО и КГМ в Москве

Статья написана в марте 2014 года  и опубликована в журнале "Управление многоквартирным домом" в №7 за 2014 год.

Фотосинтез это процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету. По аналогии «мусоросинтез» – неотъемлемое свойство человеческого существа создавать мусор из воды, воздуха и света, т.е. из ничего. Будет ли человек профессором консерватории, продавцом обуви, полицейским или дежурным по эскалатору, он все равно всегда и везде будет создавать мусор из ничего. Образовавшийся в городе один раз мусор не исчезнет никогда. Он будет перемещаться из кухонного мусорного ведра, уличной мусорной урны в различные бункеры и контейнеры до тех пор, пока не найдет свой покой на мусорном полигоне.

Проезжая по внешней части МКАД между Дмитровским и Ленинградским шоссе можно видеть, как растет новое рукотворное геологическое образование: мусорная свалка. Бульдозеры на вершине этой горы кажутся игрушечными, самосвалы с новым мусором тоже выглядят не большими. Московская область успешно борется со свалками законными и не законными. Население любого района города Москвы встает грудью против любой попытки строить мусороперерабатывающие предприятия вблизи от их дома. Приобщение бывшего советского народа к обществу потребления произошло быстро. Одним из следствий этого процесса стало увеличение объема образования твердых бытовых отходов (ТБО) на душу населения. Посмотрите, как упаковываются сегодня промышленные и продовольственные товары, как часто используется одноразовая посуда, как исчезли из нашей жизни «пункты приема стеклотары», школьники больше не собирают металлолом и макулатуру.

В культовом фильме «Окно в Париж» один из персонажей удивлялся, сколько ценных вещей жители большого города выбрасывают на свалку. В нашей стране при всеобщем дефиците товаров предметы мебели и домашнего обихода использовались десятилетиями. Сегодня устаревшую громоздкую транзисторную радио и телеаппаратуру меняют на современные изделия на микрочипах.  Не модный «бабушкин сундук» несут на свалку заменяя его модным и дешевым шкафом из «Икея». В новых и старых квартирах проводятся экономные и роскошные ремонты заменяются окна и двери, сантехника и электрика, вновь образуются груды мусора. Всё это ведет к увеличению количества крупногабаритного мусора (КГМ) на территории города. 

В любом московском доме, даже оборудованном мусоропроводом, жители первых этажей, да и вторых тоже, выносят мешки с ТБО к дверям мусорокамер, на контейнерные площадки или в другие известные им места. При этом бытовой мусор может перемещаться из зоны ответственности одной управляющей компании в зону ответственности другой управляющей компании. Больше его не становится, но и меньше тоже. Вопрос только в том, кто будет оплачивать вывоз именно этого мусора. Охранника с ружьем возле каждого бункера или контейнера поставить нельзя. Если зоны ответственности нескольких управляющих компаний обслуживает одна и та же  мусоровывозящая компания, то проблем нет. Перегруз одних бункеров и контейнеров компенсируется недогрузом других. Количество мусора зависит от числа людей, живущих на территории и не зависит от числа емкостей по сбору мусора. Вывод: образованный на территории города мусор никуда не теряется и его вывоз будет обязательно кем-то оплачен. Закон сохранения мусора гласит: если мусора где-то в городе убавится, то где-то в этом городе мусора обязательно ровно столько же прибавится. Бывая на различных совещаниях и имея опыт научно-исследовательской работы, я составил таблицу. В ней приведены различные дома различных типов, различной этажности, расположенные в одном районе города Москвы. В работе использовались данные с портала правительства Москвы «Дома Москвы», а также информация управляющих компаний. К стати, оказалось, что на портале отсутствуют данные о количестве квартир в многоквартирных домах, поэтому не удалось вычислить показатели поквартирного «мусоросинтеза».

Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2013 г. № 662 «О распространении действия эксперимента по обращению с ТБО и КГМ, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в ЮЗАО, на территории САО, СВАО, ЮВАО, ЗАО, и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. № 299-ПП, от 13.09.2012 г. № 485-ПП» г. 3 октября 2013 г. было объявлено 4 конкурса на оказание услуг по обращению с ТБО и КГМ в четырех административных округах на общую сумму порядка 81 млрд. рублей. Государственные контракты по итогам проведения конкурсов планируется заключить сроком на 15 лет.

Тем же Постановлением предусмотрено уменьшение в 2014 г. субсидии для всех домов пяти округов, получающих субсидию, на 2,08 рубля×коэф.инфляции×общая площадь дома, включая площадь нежилых помещений, уменьшение субсидии производится независимо от участия или неучастия МКД в эксперименте.

Главным смыслом «эксперимента», по моему мнению, является признание факта постоянства объема вывозимого мусора с территории, заселенной определенным количеством человек. Признание городом своих прав собственности на весь мусор на территориях округов позволяет ему более рационально распоряжаться средствами, направляемыми на сбор и утилизацию бытового мусора. Наш дом с начала 2014 года попал под действие этого Постановления.

Для населения города ничего не изменилось, а вот среди организаций, имеющих отношение к обращению с отходами возник переполох. Я составил таблицу. В ней приведены различные многоквартирные дома, указано количество зарегистрированных в них жителей, количество подъездов и число этажей. В столбце 8 приведены данные управляющих компаний о количестве вывозимых ежедневно от дома контейнеров до начала эксперимента, в столбце 9 – число контейнеров положенных по нормативу и в столбце 10 – число контейнеров «обнаруженных» новыми организаторами вывоза мусора.

 

Адр.

Тип дома

Количество жителей

Число этажей

Число подъездов

Согласовано

Норматив

Фактически

1

4

5

6

7

8

9

10

1

П3-М

1552

17

7

7

7,706849

7

2

П-3М

1026

16

6

6

5,094863

6

3

П3-М

2899

17

12

12

14,39572

12

4

Инд.Пр.

143

17

1

1

0,710103

1

5

П-44

667

17

4

4

3,312158

4

6

П-44М

517

14

4

4

2,567295

9

7

КОПЭ

411

22

2

2

2,040925

2

8

П-44

847

16

6

6

4,205993

6

9

П-44

450

17

3

3

2,234589

3

10

КТЖС

450

22

2

2

2,234589

2

11

П-44

1108

17

7

7

5,502055

8

12

П-44

484

16

3

3

2,403425

3

13

П-44

731

16

5

5

3,629966

7

14

КОПЭ

493

22

2

2

2,448116

2

15

П-3/16

1433

16

8

8

7,115925

8

16

П-44

620

16

4

4

3,078767

4

 

Итого:

13831

278

76

76

68,68134

84

Проанализировав таблицу, можно видеть, что количество вывозимых контейнеров точно совпадает с количеством подъездов в домах. Действительно большинство московских многоквартирных домов имеют мусоропроводы, и значит мусорокамеры в подъездах. Сколько подъездов – столько мусорокамер, следовательно, и вывозимых ежедневно контейнеров. Анализ подобной таблицы из 346 многоквартирных домов в районе Марьино города Москвы подтверждает сделанный вывод.

Анализ той же таблицы показывает, что жесткая связь количества вывозимых контейнеров с общим количеством подъездов многоквартирных домов на заданной территории не отменяет принятого предположения о постоянстве количества производимого мусора одним человеком. Просто контейнер вывозимый от 22 этажного дома будет заполнен до краев, а контейнер, вывозимый от 9 этажного дома будет не догружен. В отношениях между управляющей компанией и мусоровывозящей компанией до начала «эксперимента» фигурировала постоянная единица: вывозимый контейнер. Уже при загрузке в мусоровоз объем мусора нивелируется по заселенности территории сбора. Например, одну и ту же мусоросборную машину войдет 10 контейнеров, собранных от 22 этажных домов или 17 контейнеров, собранных от 9 этажных домов.

Из таблицы видно, что для обслуживания 14 тысяч человек (точнее 13831) надо вывозить 67 контейнеров в день. До начала эксперимента оплачивался вывоз 76 контейнеров. Новые организаторы вывоза отходов насчитали 83 контейнера. Объяснения, что контейнеры могут быть в резерве и не вывозиться, были не поняты менеджерами организатора.

Однодомовые управляющие компании (ЖСК, ТСЖ) заключали договоры с мусоровывозящими компаниями по количеству «выкаченных» контейнеров. Был ли контейнер загружен полностью или пуст на половину, никого не интересовало. Действительно, усилиями рабочих комплексной уборки можно сократить количество вывозимых контейнеров. В нашем доме в летние месяцы количество фактически вывозимых контейнеров уменьшалось. Но, когда пишут, что где-то, благодаря героизму председателя (управдома, рабочего комплексной уборки и т.д.), удалось уменьшить число вывозимых контейнеров от одного подъезда в два раза - это смешно. Нельзя себе представить, как очаровательная хрупкая женщина или пожилая дама – председатель ТСЖ, может своими ножками, без применения средств механизации так «утоптать» грязный, дурно пахнущий бытовой мусор.

Управляющие компании, обслуживающие несколько многоквартирных домов на компактной территории обладали большими возможностями для маневра. Можно перебрасывать контейнеры между домами, для более плотного их заполнения, тем самым сокращая количество вывозимых контейнеров со своей территории. Они самостоятельно находили мусоровывозящие компании и заключали с ними договоры. Наличие большого количества предложений на рынке вывоза мусора вело к конкуренции и должно было вести к снижению цен.

Предлагаю посмотреть на Эксперимент с разных сторон.

Взгляд со стороны жителя города. Ну ровным счетом ничего не происходит. Так кажется, в действительности под воздействием рекламы современный житель мегаполиса покупает товары в более профессиональной, красивой, удобной, яркой упаковке. Её относительный объем непрерывно увеличивается. Выполнив свое главное предназначение – обеспечив реализацию именно этого товара упаковка превращается в мусор.

Взгляд со стороны города. Главной задачей городских властей является обеспечение условий комфортного проживания всех жителей города. Качество исполнения этой задачи властями жители города оценивают в процессе выборов городских руководителей, депутатов различных уровней, в ходе опросов и рейтингов. Можно сфальсифицировать выборы конкретного руководителя, депутата, но изменить мнение об общем уровне комфортности проживания в городе сегодня нельзя. Уже не сотни избранных граждан, а сотни тысяч российских туристов могут сравнить чистоту улиц Москвы с состоянием улиц в Стокгольме, Риме, Неаполе, в курортных городках Турции, Кипра и Хорватии. Для городских властей безразлично, кто «сгенерировал» мусор: московский интеллигент в пятом поколении, мигрант из Азербайджана или торговец из Китая. Сразу после возникновения мусор ложится на улицы города и никто, кроме городских властей не беспокоится о дальнейшей судьбе этого мусора. Есть обстоятельства определяющие, это размер бюджета в текущий период времени, который может быть направлен на очищение территории города. Размер бюджета не зависит от желаний городских властей, но очень зависит от состояния экономики города. С другой стороны, город может устанавливать правила для работы управляющих компаний, делегировать третьим лицам - организаторам сбора мусора свои права и обязанности по обращению с мусором на различных территориях. Может совершенствоваться и нормативная база.

Взгляд со стороны компании, управляющей многоквартирным домом. Уборка мусора это одна из важных областей работы управляющей компании. Мусор есть и его надо убрать. За чистоту территории управляющая компания отвечает головой, должностью руководителя, карманом всех работников. Если есть возможность безопасно и дёшево переадресовать свой мусор соседней управляющей компании, то это будет сделано. Но, честно и правильно работать выгоднее. Главным является другое: есть ли законный способ собрать средства на вывоз мусора с закрепленной территории. Очень важным здесь становится нормативная база. Необходимо грамотное взаимодействие с коммерческими организациями на закрепленной территории: «Кто мусорит, тот и оплачивает его утилизацию». Количество мусора не зависит от распоряжений и решений, от нормативных документов, а зависит лишь от количества «мусоросинтезирующих» единиц на данной территории. Управляющая компания должна либо иметь потребное количество денежных средств для его вывоза и утилизации, либо эта деятельность должна быть выведена из области ее компетенции. Ведь сбор средств с населения города, регламентируется законодательными и нормативными актами.

Взгляд со стороны подрядчика. Компания, специализирующаяся на вывозе мусора, несет свои расходы: платит заработную плату работникам, платит налоги, оплачивает горючее, обновляет парк машин и механизмов, несет расходы на безопасное захоронение мусора. Любой сэкономленный рубль становится доходом. Задачей любой коммерческой организации является прибыль. Работать в убыток себе подрядчик не будет. Если работать в сфере вывоза мусора не выгодно, то подрядчик уйдет с этого рынка. Прежде чем уйти он будет сокращать свои расходы. Мусор будет утилизироваться с нарушением правил, будут наниматься более дешёвые работники, не будет обновляться парк машин и механизмов. В связи с ограниченностью числа таких компаний, существует теоретическая возможность согласования предельных цен на услуги в этой области.

Взгляд со стороны организатора вывоза мусора. Получив монопольные права на весь мусор на определенной территории, организатор начинает работу. Он, к сожалению, не имеет никакого представления о деятельности в данной отрасли, он не имеет парка собственных специальных транспортных средств, не имеет оборудования для утилизации и переработки отходов, не имеет территорий для их захоронения. Есть только монопольные права и денежные средства, выделенные городом. Насколько грамотно и рационально организатор распорядится ими будет зависеть чистота наших улиц и дворов.

Кому выгоден «эксперимент».

В типовых 5, 9, 12, 17 этажных домах жители проживают достаточно плотно. На одного человека приходится от «совсем мало» до 25 метров квадратных общей площади. В нашем доме это 21, 5 метра квадратных. Из планово-нормативной ставки (ПНС), равной в 2012, 2013, 1014 годах 24,53 рубля на метр квадратный общей площади МКД на обращение с КГМ и ТБО уходило более 13,87% средств. В процессе «эксперимента» в любом МКД снимается 2 рубля 08 копеек с каждого квадратного метра, что составляет 8,48% ее величины. Налицо очевидная экономия средств, которые могут быть направлены на другие нужды. Что мы и сделали.

Теперь рассмотрим современный многоквартирный дом бизнес класса. Жители этих домов живут более просторно. На 100-200 метров квадратных зарегистрирован один собственник, но даже он, скорее всего, не будет получателем бюджетной субсидии, так как нормы площади значительно превышены. Мусора в таком доме образуется значительно меньше (конечно после заезда и окончания дизайнерского ремонта) и на его утилизацию уходило значительно меньше 2,08 рубля с квадратного метра. «Эксперимент» для подобных МКД – безразличен. Для городских властей такой дом является призраком. Фактически зарегистрированных жителей в таком доме совсем мало, а бытового мусора производится достаточное количество. То есть мусор как бы появляется сам собой на не заселенной людьми территории города.

Наконец вспомним проблемы ТСЖ «Ломоносовский, 18». По информации журнала «Председатель ТСЖ» №1 от 2014 года, это товарищество на собственные средства приобрело уплотнительный пресс. Здесь надо сделать паузу. В скольких домах города Москвы имеется пресс для уплотнения мусора? Можно представить технологию его применения и большие экономические выгоды. Достаточно рыхлый бытовой мусор, возможно предварительно сортируется, но главное, уплотняется прессом и затем размещается в бункере большого объема. Такой бункер можно вывозить гораздо реже.рсор, возможно предварительно сортируется, но главное, уплотняется прессом в компактные брикеты и оптодин раз в несколько дней, вместо вывоза десятка малообъемных контейнеров ежедневно. Экономические выгоды налицо. Для реализации подобной схемы необходим рачительный хозяин, собственная территория с охраняемым периметром и подсобным помещением для пресса, собственный персонал и не маленькая разовая сумма для покупки самого пресса. Выполнить эти условия не могут подавляющее большинство многоквартирных домов города Москвы и России в целом. полнить эти условия не могут подавляющее большинство МКД города Москвы и России вцелом.аняемым периметром и подсобным помещениеВ любом случае бог в помощь инициативным и предприимчивым людям. По моему мнению, судиться с правительством Москвы по поводу снятия бюджетных дотаций совершенно бесполезно. Городские власти видят проблему со своей стороны и решают ее по своему усмотрению. При этом платят деньгами, распоряжаться которыми им поручило общество. Действительно, решением Мосгорсуда от 22.10.13 г. ТСЖ «Ломоносовский, 18» отказано в удовлетворении жалобы на «Методику расчета уменьшения субсидии на содержание и ремонт общего имущества для не участников эксперимента», утвержденную Постановлением Правительства Москвы по эксперименту по обращению с отходами.

Итак, наступил март 2014 года. Эксперимент в нашем ЮВАО г. Москвы в полном разгаре. Внешне это никак не проявляется. Население производит мусор в прежнем количестве, специализированные автотранспортные предприятия по-прежнему освобождают бункеры и контейнеры, вывезенные на площадки сбора. Управляющие компании, в том числе и наш ЖСК, вполне довольны. Конкретно мы экономим на обращении с ТБО и КГМ. Эксперимент удался. Но вот уж очень часто в управе района проводятся совещания по обращению с отходами. Новая напасть свалилась на чиновников администрации города. Они должны обеспечить успешную работу коммерческим компаниям, выигравшим тендер. Сами победители тендера не имеют никакого опыта в обращении с отходами. Они не имеют организационных навыков, не знают технологии, не имеют машин и оборудования. Представитель-координатор победителей тендера только 20 декабря узнал, что нет контейнерных площадок для ТБО, надо подъезжать к домам, да еще с разных сторон, что дворы забиты личными автомобилями жителей. Через три месяца после начала исполнения работ новые собственники мусора обнаружили, что опустошать надо большее количество контейнеров, нежели расчетное. После очередного совещания в управе района пришлось писать документ следующего содержания:

 

1. ЖСК «Марьино-9» сообщает, что в связи с началом «эксперимента» по утилизации ТБО и КГМ в ЮВАО нами были поданы сведения о количестве жителей в многоквартирном жилом доме ЖСК, зарегистрированных, по данным паспортного стола на 01.01.2014 в количестве 1108 человек.

По условиям проведения «эксперимента» субсидия снимается со всей площади МКД (26102,4 м2) в размере 2 руб. 08 копеек на квадратный метр. Таким образом общая сумма бюджетных субсидий уменьшается по всей площади МКД куда входит и площадь собственников не зарегистрированных по данному адресу и не получающих субсидию.

 В ППМ №9-ПП от 15.01.2008г. в п.1,1 и 1,2 написано: «на одного жителя города Москвы» без уточнения о регистрации.

В связи с вышеизложенным, собственники многоквартирного дома ЖСК не зарегистрированные по данному адресу и оплачивающие расходы по содержанию и текущему ремонту дома в 100% размере, так же должны входить в расчёт объёма накопления и утилизации ТБО и КГМ. На 01 января 2014 г. в доме ЖСК плата за содержание и текущий ремонт начисляется 1160 собственникам.

2. В доме находится 1 резервный контейнер для ТБО, мусор в нём не вывозится. Собственных бункеров для сбора КГМ ЖСК не имеет.

Вообще-то все эти данные хорошо известны эксплуатирующим и управляющим компаниям. Все сведения, по моему мнению, следовало бы собрать заранее до начала перестройки, а не экспериментировать на населении города.

Давайте посмотрим на сложившуюся ситуацию. Количество мусора на территориях округов не уменьшилось. Количество и мощность мусоровывозящих компаний не изменились. Изменился собственник мусора. Им стал город Москва, а он, в свою очередь, делегировал свои права на мусор фирмам, выигравшим тендер. Новые владельцы мусора предложили местным «мусорщикам» продолжать свою работу в полном объеме, но за 40% прежней оплаты. Кто-то отказался, но другие согласились. В округах нет других нанимателей их услуг. Мусор – собственность нескольких уполномоченных компаний. Нет сомнений, что они могли найти общий язык и стоимость услуг по вывозу мусора упала.  

Итак, в прошлом 2013 году от нашего 7 подъездного 17 этажного дома общей площадью 26100 квадратных метров и населением 1190 человек было вывезено 2375 контейнеров стандартной емкостью 0,8 метра кубических. Это означает, что 190-230 жителей одного подъезда 17 этажного дома серии П44/17 в месяц производят 28,3 стандартных контейнера ТБО. Сразу надо заметить, что количество зарегистрированных жителей и количество реально проживающих жителей для одного дома понятия различные. Так в нашем доме зарегистрировано 1190 человек, признают свое проживание 1256 человек, а сколько человек проживает фактически достоверно определить нельзя. Слишком много смуглых людей с раскосыми глазами встречается возле дома. Братья славяне из суверенных государств не заметны, а уж российские граждане и подавно. 

Не обладая собственной территорией, правление нашего ЖСК не имеет возможности установить собственный бункер для сбора крупногабаритного мусора. Мы с первых дней своего существования заключили договор с местной ДЕЗ об использовании ее бункеров для сбора КГМ и ежемесячно в 2013 году выплачивали 24407 рублей. Эта сумма рассчитана по действующему нормативу, установленному постановлением правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1276-ПП «Об утверждении нормы накопления мусора, подлежащего уборке с дворовых территорий» исходя из количества зарегистрированных жителей нашего дома. Именно это же число используется при расчете величины субсидии на дом из бюджета города Москвы. Конечно мусора образовывалось больше, но это была забота дирекции ЖБХ района. Теперь весь мусор – забота правительства Москвы. Ну и хорошо.

Так вот, если посчитать по всему 474 квартирному жилому дому нашего ЖСК площадью 26100 метров квадратных, то в месяц мы тратили в среднем 61888 рублей на вывоз ТБО по факту плюс 24407 рублей на вывоз КГМ по нормативу – всего 86295 рублей в месяц. В 2014 году планово-нормативная ставка на содержание и текущий ремонт в городе Москве 24,53 рубля на метр квадратный не меняется. Значение субсидии из бюджета города для нашего дома уменьшается на 54295 рублей в месяц вне зависимости от участия или не участия в «эксперименте», т.е. в сухом остатке остается 31700 рублей в месяц. Кстати, не надо радоваться. Требование не повышать квартирную плату не на всех действует. Например, при неизменных значениях расхода электричества на общие нужды многоквартирного дома в натуральных показателях, при повышении тарифов на электроэнергию растут расходы на электроснабжение. Вступление в силу в 2014 году закона об увеличении минимальной заработной платы, ведет в росту отчислений в различные фонды, а значит и к росту расходов на содержание многоквартирного дома.

В прошлом 2013 году утилизация всего мусора включая ТБО (твердые бытовые отходы) и КГМ (крупногабаритный мусор) нашему почти 500 квартирному дому обходилась в 13,87 % от ПНС (планово-нормативной ставки равной 24,53 рубля на квадратный метр общей площади многоквартирного дома). После включения нашего округа в «эксперимент» с нас сняли 2,08 рубля с квадратного метра общей площади дома, что составляет 8,48 % от ПНС. Для нашего ЖСК, это конкретная экономия, для городского бюджета затраты, вероятно, не изменились.

тнительный пресс.По условиям «эксперимента» очень большие деньги выделяются по тендеру малоизвестным фирмам. В расчете на 15 лет «эксперимента» им выделяются миллиардные средства. Первое, с чего они начинают, они нанимают прежних «мусоровывозителей» за меньшие деньги. Прекрасно. Жители города не должны ни чего заметить. Что будет дальше? Дальше должны появиться новые современные специализированные транспортные средства, новые безопасные и экологичные полигоны, возможно даже мусороперерабатывающие предприятия. Весь процесс обращения с ТБО и КГМ закрепил за собой город. Любые управляющие компании уже не будут тратить средства на вывоз мусора, вероятно, сохранится возможность собирать средства на оплату обращения с отходами с коммерческих предприятий. Беспокоит отсутствие конкуренции, а значит и возможность роста стоимости обращения с мусором. С другой стороны, многие поставщики коммунальных ресурсов являются монополистами, существуют механизмы контроля за ними. Даже с московской объединенной энергетической компанией, при желании, можно побороться.

Существует и возможность неудачи «эксперимента». Она есть у любого предприятия с таким названием. Бодрые заявления чиновников о том, что к тендеру привлекаются лишь крупные компании с миллиардными гарантиями не убеждают. Банковская гарантия – это банковский продукт. Любой продукт продается, если он имеет рынок сбыта. И у любого продукта есть разные покупатели. В том числе среди покупателей банковских гарантий на обращение с ТБО и КГМ в городе Москве могут оказаться и не добросовестные люди.

Среди работников жилищно-коммунального хозяйства появились предположения о неких гигантских коррупционных составляющих эксперимента. Общаясь с разного рода чиновниками многие годы, могу утверждать, что грамотных экономистов и рачительных хозяев среди них нет. Любой чиновник это временщик, который в силу должностных обязанностей получил возможность распоряжаться «не своей» собственностью. Чиновник обязательно покинет свою должность. Он либо проштрафится и будет уволен, дождется пенсии и перейдет на менее нервную работу или будет повышен в должности. Т.е. он оставит свою должность в абсолютно любом случае. Поэтому организовывать многомиллиардный проект и «тырить» мелочь по карманам сомнительно. Время покажет.

Нельзя позавидовать руководителям районных управ. Все организационные недочеты новых собственников мусора обрушились на их голову. Количество, «генерируемого» на определенной территории, мусора руководящим окриком уменьшить невозможно. Управляющим компаниям собрать деньги для оплаты «дополнительных» контейнеров препятствует действующее законодательство. При проведении эксперимента нет даже теоретической возможности собрать дополнительную плату. Управляющие компании начнут перебрасывать мусор со своей территории на территорию соседа.  Понятно, что каждый из перечисленных выше участников процесса обращения с мусором преследует свои финансовые интересы, надо договариваться по справедливости.

Депутаты различных уровней, несомненно хорошие учителя, врачи, заслуженные спортсмены, работники ветеранских организаций не имеют ни малейшего представления о практической деятельности городских властей по обеспечению комфортного и экономного проживания своих избирателей. Навряд ли они даже представляют из чего складывается оплата их собственной квартиры.

Нам, большинству малых жилищных объединений, «эксперимент» выгоден. Мы экономим в большинстве случаев, с нас снимаются заботы и ответственность за обращение с ТБО и КГМ. К сожалению, наиболее активные и передовые малые жилищные объединения, как обычно, оказались в проигрыше. Средства, вложенные в механизацию процессов обращения с ТБО и КГМ, оказались потрачены напрасно.